вторник, 1 октября 2013 г.

Возвращение России

MixedNews
Переводные материалы интернета 
Make fitness a way of life

Sign up at a 24 Hour Fitness near you for a 7 day free trial. Join a class and find a community!
From our sponsors
Возвращение России
Oct 1st 2013, 08:59, by josser

russiaСирийский кризис вернул Россию в центр мировой арены.

Принимая в этом месяце у себя дома саммит «Большой двадцатки», президент России Владимир Путин в своих самых смелых мечтах не мог себе вообразить, что за этим новым столом для почётных гостей мирового уровня он сможет вернуть Москве что-то вроде статуса «Большой двойки», которым она когда-то обладала в давно ушедшем биполярном мире. Всё-таки, ранг в неофициальной иерархии «Группы двадцати» определяется больше экономическим положением страны, нежели её политическим или военным статусом. В мире геоэкономики понятие «Большая двойка» относится к США и Китаю. Поэтому Путин по вполне понятным причинам придерживался наезженной колеи, когда ставил цели петербургского саммита в формулировках, вряд ли способных выдвинуть Россию на центральное место, которое она обеспечила себе благодаря геополитике Сирии.

Согласно Путину целями саммита «Большой двадцатки», определёнными ранее в этом году, были: реформирование международной валютно-финансовой системы, усиление международных финансовых институтов и регулирования финансового рынка, завершение Дохийского раунда переговоров о многосторонней торговле, продвижение переговоров по энергетической безопасности и изменению климата, содействие мировой торговле и развитию. Даже после достижения всех этих геоэкономических целей, Россия не восстановила бы свой прежний геополитический статус эпохи холодной войны, ввиду экономического веса Китая.

Судя по объявленной Путиным повестке дня саммита, Санкт-Петербург не наложил на «Большую двадцатку» большого отпечатка. Саммит не добился крупных успехов в реформировании и перестройке международной валютно-финансовой системы, хотя и обратил внимание на обеспокоенность новых экономик монетарной политикой развитых стран. Не было ощутимого движения вперёд по вопросам, касающимся энергобезопасности и изменений климата, и совсем никакого – по Дохийскому раунду ВТО, за исключением лишь того факта, что «Двадцатка» всё же выразила недвусмысленную точку зрения на будущее переговоров о многосторонней торговле. Что касается содействия развитию, то было лишь едва слышное бормотание.

В течение месяцев наблюдатели «Группы двадцати» предвкушали, что Россия воспользуется саммитом для того, чтобы предложить свои услуги связующего мостика между «Большой восьмёркой», старым клубом самых мощных экономик XX века, и БРИКС, новым клубом возвышающихся держав XXI века. Россия располагает уникальными возможностями для действия, поскольку она единственный член обоих клубов. Стала бы Россия действовать в качестве посредника между экономиками Запада (включая Японию) и экономиками Юга?

Путин мог вполне отдавать себе отчёт, что это было бы трудной задачей. По многим ключевым вопросам мировой экономики лояльность России распределена между Западом и Югом. Будучи экспортёром энергии она занимает противоположные позиции по отношению к импортирующим энергию Китаю и Индии. Её интересы в ВТО как поставщика сырьевых товаров, сдерживающего наплыв дешёвых китайских производителей, входят в противоречие с интересами многих развивающихся экономик. В самый первый год её членства в ВТО Россия оказалась ответчиком по ряду жалоб на её торговую политику. В отношении изменений климата интересы России более согласуются с западными, чем с южными. Наконец, даже когда Россия пользуется выгодами членства в БРИКС и дружбы с новыми экономиками, её элита стремится стать частью Европейского Союза. Эта дилемма Запад-Юг преследовала российскую дипломатию со дней Бориса Ельцина.

Учитывая эту реальность на местах, России потребовалась бы смелость и невероятное воображение, чтобы в рамках «Группы двадцати» выступить в качестве подлинного моста между «Большой восьмёркой» и БРИКС. Саммит в Санкт-Петербурге мог бы в таком случае легко пойти путём саммитов в Сеуле и Торонто.

Однако успех пришёл, откуда его не ждали. Осаждаемый со всех сторон, в Москву в поисках идей по выходу из сирийского тупика прибыл американский президент. Барак Обама предложил прекрасную платформу для того, чтобы Путин вновь заявил о геополитической полезности России.

На свете есть несколько мест, где можно легко почувствовать, будто находишься в самом центре мира. Запретный город в Пекине – одно из таких мест. Такое впечатление могут дать Капитолийский холм в Вашингтоне и Аллея у его подножия. В мире есть и другие столицы, в которых архитекторы потворствовали этому ощущению мирового величия их политических хозяев. Ничто не сравнится с великолепием, таинством и богатством Кремля. Его обитатели, должно быть, всегда чувствовали, что мир может, или должен, управляться отсюда. Тем не менее, начиная с горбачёвского времени, руководители России, наверное, испытывали горечь бессилия из-за того, что не управляют миром.

Если бы саммит «Группы двадцати» был посвящён исключительно экономической повестке дня, Путин остался бы пребывать в разочаровании, мирясь с маргинальной ролью России в мировой геоэкономике, в которой, если не брать в расчёт энергию и природные ресурсы, у неё на руках мало других карт. Ухватившись за сирийский шанс, Путин эффектно преодолел геоэкономическую неполноценность России, выдвинув на первый план её центральное, с геополитической точки зрения, положение в качестве евразийской державы. Озорное замечание российского официального лица о Британии как «маленьком острове» подчёркнуто привлекло внимание не только к геополитическим ограничениям Британии, но и центральному в геополитическом отношении положению России в решении любой проблемы на евразийском континенте.

Поставив Сирию в центр внимания саммита «Группы двадцати», и Россия, и США, возможно, оказали группе услугу. В момент, когда критики желают знать, какой же прок в G-20, учитывая слабые успехи предыдущих двух саммитов, президент Путин и президент Обама могли вдохнуть в группу новую жизнь. Если «Группе двадцати» суждено стать де-факто Советом Безопасности – как по политическим, так и по экономическим вопросам (вспомните, уже давно есть предложение о создании Экономического Совбеза ООН) – то эта группа вполне может превратиться в исполнительный комитет мирового управления.

После того, как Москва закончит праздновать своё возвращение в глобальный исполнительный комитет, она должна уделить внимание восстановлению своих промышленных и технологических мощностей, и выйти за рамки своей зависимости от экспорта энергоресурсов. В современном мире реальная мощь определяется экономическими возможностями страны, а не только хранящимися у неё ядерными боеголовками.

Автор является директором по геоэкономике и стратегии Международного института стратегических исследований и почётным старшим научным сотрудником Центра политических исследований в Дели.

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий